Без рюкзаков походный туризм немыслим. Каждому, кто надевает рюкзак, хочется, чтобы он был удобен прежде всего ему. Может быть, именно поэтому так много мнений об их конструкции, формах и размерах. Однако при изготовлении рюкзаков в первую очередь, как правило, учитывают общие, выработанные многолетней практикой требования. Рюкзаки должны: отвечать специфике вида туризма и целям похода; быть достаточно емкими, чтобы вместить весь походный груз, а при меньшем объеме - иметь приспособления для привязывания груза снаружи; изготовляться из прочного и желательно непромокаемого, но не тяжелого материала, сохраняющего эластичность и на морозе; обеспечивать быстрое извлечение самых нужных вещей без распаковки всего рюкзака, а также равномерное распределение нагрузки (конструкция рюкзака должна позволить снять излишнюю нагрузку с плеч). Последнее требование выполняется использованием станков, бедренных поясов и уширенных плечевых лямок (с эластичными прокладками) и анатомическими характеристиками рюкзаков. Выигрыш от этого несомненный - туристы могут переносить походное снаряжение значительного веса с меньшими затратами сил, при соблюдении мер безопасности.
Станковые рюкзаки отличаются друг от друга в основном формой каркаса, размерами и способами крепления емкости к нему. Каркасы делают из дюралевых (титановых) трубок диаметром 10-12 мм, сваренных или соединенных между собой болтами. Лучший материал для мешков - прочный капрон.
Отличительной особенностью универсального станкового рюкзака (рис. 11), конструкция которого предложена П. Ивановым, является возможность использования станка и рюкзака вместе и каждого по отдельности.
Размеры рюкзака позволяют переносить самые объемные предметы туристского снаряжения. При его изготовлении использовано всего четыре металлических кольца для крепления плечевых ремней к низу рюкзака. Стягивающие ремни, или стяжки (2), можно завязать в петлях (8), даже не снимая рукавиц, что немаловажно в зимних походах.
Рюкзак изготовляется в такой последовательности: выкроить все детали; сшить верхний клапан и плечевые ремни (плечевые ремни проще всего сшить из капроновой ленты, сложенной в два слоя, сделав в широкой части Т-образное окончание: это обеспечивает их безотрывный пришив к рюкзаку); пришить с внутренней стороны мешка в месте крепления плечевых ремней второй слой капрона, петли для ремней, стягивающих рюкзак, плечевые ремни и клапан; сшить емкость мешка по длине и пришить наружный карман; пришить дно, стяжки, кольца и петли.
Снизу плечевых ремней необходимо пришить эластичные прокладки из войлока, фетра или пенополиэтилена, обшитые капроном.
Станок рюкзака (рис. 12) выполнен в виде конуса с опорной площадкой. Для присоединения плечевых ремней используются скобы, которые крепятся на верхней перекладине гайками. На опорной площадке четыре скобы: в две продеваются петли с металлическими кольцами, а в две другие - петли для стяжек рюкзака. К нижней части станка крепится опорный пояс со шнуровкой для регулирования его натяжения.
Для того чтобы использовать станок без рюкзака, необходимо иметь два отдельных плечевых ремня (рис. 13).
Положительной чертой лучших образцов современных рюкзаков принято считать их приспособление к анатомическим особенностям человека, позволяющее сблизить центры тяжести человека и переносимого им рюкзака, равномерно распределить нагрузку, что дает возможность путешественникам с наименьшими физическими затратами переносить тяжелые грузы на большие расстояния (при этом сохраняется привычная прямая осанка).
Такие рюкзаки подразделяются на три группы: мягкие (бескаркасные), с жесткостями (своего рода внутренним каркасом из трубок, пластин фанеры и т. п.) и такие, несущий элемент которых составляет каркас - короб ("Турист", 1983, № 7).
Среди бескаркасных зарубежных образцов оригинально сконструирован рюкзак "Як-пек" ("вьюк для яка"). Его форма - пример анатомичности: рюкзак с грузом максимально плотно прилегает к спине, вес распределяется не только на плечи, но и на поясницу, чему в определенной мере способствуют также перекрещивающиеся на груди лямки (крестообразная поддержка).
Переходными между мягкими и классическими каркасными являются рюкзаки, в которых прилегающая к спине сторона частично армирована металлическими или синтетическими пластинами, образующими внутренний каркас. Так называемый анатомический рюкзак (рис. 14) получил широкое распространение. В качестве внутреннего каркаса используются пластины из дюралюминия, которые выгибаются по форме спины. В то же время между спиной и рюкзаком остается зазор. Удачное сочетание спинной седловины с подушечкой и поясного ремня с бедренными упрочненными крылышками позволяет перенести вес рюкзака в основном на тазобедренную часть тела, разгрузив плечи. Конструкция рюкзака позволяет подогнать несущую систему к индивидуальным особенностям фигуры человека, разной форме и объему переносимого груза за счет изменения расстояния между плечевыми и поясным ремнями (путем укорочения или удлинения спинной подвески). Два ремня, соединяющие плечевые лямки с верхом рюкзака, устраняют нежелательное отклонение рюкзака назад и отдаление его центра тяжести от спины.
Анатомический модифицированный рюкзак (рис. 15), усовершенствованный членом общественного конструкторского бюро Ленинградского клуба туристов И. Денисовым, отличается от других рюкзаков этого же типа отсутствием каркасной жесткости. Его анатомичность достигается фигурной формой мягкой емкости, обеспечивающей прилегание почти по всей поверхности спины, в сочетании с опорным бедренным поясом и креплением плечевых ремней с учетом индивидуальных особенностей фигуры туриста.
Основную емкость рюкзака желательно шить из каландрированного лавсана, например ткани "Яхта", или из технического капрона весом 150-220 г/м2, карманы и тубус - из плотного парашютного капрона, а дно - из непромокаемой ткани или плотного капрона.
Высота рюкзака не должна превышать 90-100, ширина - 45 (примерно ширина плеч), а толщина - 25 см. Рюкзак таких размеров вписывается в изгиб спины и устойчиво располагается на ней. Для удобства укладки вещей, особенно в зимних условиях, верхнюю часть рюкзака за счет увеличения размеров боковых стенок желательно сделать шире нижней. Размеры емкости по высоте можно уменьшать стягиванием тубуса, а по периметру - стяжками, которые можно размещать по бокам или на передней стенке.
Ремни и пояс должны удобно облегать плечи и бедра и не сминаться под тяжестью рюкзака. Наиболее удобна серповидная, а не прямая форма плечевых ремней. Важнейшая деталь анатомического модифицированного рюкзака - опорный бедренный пояс, расширенный с боков (больше загружаются бедра и снижается нагрузка на брюшной пресс). Боковые части пояса (закрылки) следует сделать более плотными, использовав, например, пластины пенополиэтилена, обшитые капроном. Пояс оканчивается пряжкой, которая должна быстро расстегиваться и легко регулировать длину пояса.
Клапан шьется трапециевидной формы, с продетой по периметру резинкой. На клапане можно сделать карман, закрывающийся с помощью молниевой застежки. Вместо карманов по бокам можно сделать два кармана на передней стенке.
Индивидуальная подгонка подвесной системы достигается правильным определением места пришивания плечевых ремней (расстояние от низа) и пояса (табл. 1).
Рост человека, см | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 185 | 190 | 195 |
Расстоявие от низа рюкзака до места пришива (Н), см | 40 | 42 | 44 | 46 | 48 | 50 | 52 | 54 | 56 |
Особого внимания
заслуживают различные варианты крепления плечевых ремней (рис.
16). Ремни крепятся: к нижней кромке рюкзака через кольца на поясе;
непосредственно к поясу вблизи вертикальной линии бедра (рис. 16, б);
также к поясу, но со смещением на 12-15 см вперед. Преимущества второго
и третьего способов заключаются главным образом в том, что при расстегнутом
поясе увеличивается длина плечевых ремней: облегчается одевание и особенно
экстренное сбрасывание рюкзака. Однако третий способ не лишен недостатка:
такое крепление стягивает пояс и нагружает мышцы живота. Каждый турист
должен сам выбрать тот способ, который больше всего ему подходит. Длина
плечевых ремней регулируется с помощью пряжек при надетом рюкзаке и застегнутом
поясе.
Пряжки к рюкзакам (рис. 17) используются самые
разнообразные. Рамочная пряжка (рис. 17, а) состоит из сваренной в месте
соединения прямоугольной проволочной рамки (1) и алюминиевой подвижной
перемычки (2). К свободному концу рамки для удобства работы на морозе
рекомендуется пришить ремешок длиной 5 см. Эта пряжка обычно применяется
для толстых ремней.
Для тонких и средней толщины ремней предпочтительны пряжки с подвижной
рамкой (рис. 17, б) и трехщелевые (рис. 17, в).
Охотнее всего туристы используют пряжки, применяемые для крепления акваланга
(рис. 17, г) и состоящие из пластины (1) и двухщелевого хвостика (2),
с помощью которого регулируется длина ремня. Для удобства пользования
ремень пропускается так же, как в трехщелевой пряжке.
Быстрое разъединение и регулировка длины ремня обеспечивается пряжкой,
состоящей из двух пластинок (рис. 17, д), щели которых расположены так,
что ремень легко затягивается и прочно удерживается в нужном положении.
Для клапана рюкзака рекомендуется сочетание любой пряжки с карабинчиком
(рис. 17, е). К передней стенке рюкзака через определенные промежутки
можно пришить несколько колец, к которым и пристегивают карабинчики, регулируя
таким образом натяжение ремня.
Затягивать горловину рюкзака можно пряжкой, изображенной на рис. 17, ж.
Она состоит из рамки и клина (деревянного, металлического или пластмассового).
Для изготовления пряжек обычно используются дюралюминий или титан толщиной
1-2 мм и стальная пружинная и мягкая проволока диаметром 2-3 мм ("Турист",
1985, № 7).
Все давно убедились, что поясные ремни существенно облегчают переноску
грузов в рюкзаках и не позволяют им смещаться при различных движениях,
в частности во время спуска на лыжах.
Предлагаемая конструкция пряжки-самосброса (рис.
18) позволяет коротким нажатием мгновенно расстегнуть пояс.
Она состоит из корпуса (1), язычка (2), пружины (3), рычага (4) и оси
(5).
Сумка "банан" с вынимающимся рюкзачком позволяет использовать
"банан" отдельно или то и другое вместе (рис.
19). Их лучше всего сшить из капрона разной расцветки, а плечевые
и поясной ремни - из плотной капроновой тесьмы. Выкройки деталей даны
с припуском на швы.
Последовательность изготовления "банана": вшить в заднюю стенку
(1) молнию (2), пришить дно (3) к задней стенке и спинке (4), затем пришить
поясные ремни (5) рюкзачка: пришить молнию (8) к деталям клапана (7) и
(9) и к ним боковины (10), сшить спинку рюкзачка (12) с клапаном (13),
используя половину молнии (14), пришить к спинке плечевые ремни (11),
промежуточное дно (15). После этого рюкзачок пришивается к "банану".
Все детали сшиваются так, чтобы швы оказались внутри (Белоусов В. "Турист",
1985, № 12).
Кресло для переноски ребенка (рис.
20) позволяет ребенку сидеть лицом по направлению движения; наклон
спинки регулируется, опрокидывающий момент сведен к минимуму. Одновременно
можно нести рюкзак. Приспособление состоит из станка, кресла, рюкзачной
емкости и чехла.
Станок П-образной формы из дюралевых трубок диаметром 16 мм. Плечевые
ремни крепятся к нему с помощью скоб (1).
Каркас кресла делают из трубок меньшего диаметра, подлокотники (2) - из
прутков толщиной 5 мм, которые крепятся к каркасу скобами (3) и (4). Кресло
крепится к станку с помощью скоб (5) с фиксирующими винтами М5.
На каркас кресла одевается чехол из плотного материала: по форме кресла
с припусками на швы выкраиваются две детали с отверстиями для скоб, выкройки
сшиваются, выворачиваются и еще раз прошиваются. К спинке чехла пришивается
пояс, а в сиденье вставляется мягкая прокладка. Нижняя часть чехла пришивается
вручную.
Рюкзачную емкость можно сделать в виде сумки с ручками.
Она крепится к станку резиновыми жгутами (Уманец А. "Турист",
1984, № 9).
Источник: Лукоянов П.И. (сост.) "Самодельное
туристическое снаряжение". -
Н. Новгород: издательство "Нижегородская ярмарка", 1997. - 400
с.: илл.